Аблай Юсупов, основатель Upgrade School: «Своим выпускникам мы даем конкретные инструменты»
Аблай Юсупов, основатель Upgrade School: «Своим выпускникам мы даем конкретные инструменты»
Вузов и специальностей сегодня в Казахстане предостаточно. Одних только бизнес-школ, предлагающих МВА, в республике насчитывается 26. Однако, рынок экономического и бизнес-образования при этом довольно сложно назвать конкурентным. Об этом свидетельствуют нарекания к качеству продукта (в данном случае – к уровню подготовки выпускников) со стороны работодателей. При этом на рынке появляются и новые, молодые, игроки. Один из них - Upgrade School, предлагающая, по словам ее основателей, совершенно новый формат обучения предпринимательству, навыкам и маркетингу.
Главное – создать атмосферу!
Аблаю Юсупову на данный момент 24 года, и некоторые из тех, кто приходит к нему учиться, по возрасту старше его. Аблай - генеральный директор ТОО "Upgrade Group", руководитель школы предпринимательства, навыков и маркетинга Upgrade School, президент Ассоциации выпускников Almaty Management University.
Два года назад Аблай вместе с друзьями – Магжаном Тлеухановым и Биржаном Ашимом - открыли при Almaty Management University, выпускниками которого они являются, школу предпринимательства - Upgrade School.
Идея школы была проста: дать студентам от 18 до 22 лет возможность получить навыки, которые остаются недоступны для них в процессе обучения в вузе. Но проект оказался настолько удачным, что за год функционирования школы ребята провел уже шесть потоков, и к ним приходят учиться и студенты, и молодые люди постарше – до 27 лет.
Сегодня US провела первый поток и набирает второй в Астане, в Алматы скоро стартует седьмой поток учащихся (обучение длится 2,5 месяца). Правда, курс оканчивает примерно половина поступивших – задания и формат обучения предполагает активную вовлеченность слушателей, и как отмечает Аблай, не все ребята готовы усердно трудиться:
«Как это бывает обычно? Человек приходит – и ему нужно делать домашние задания у нас. По тем же коммуникациям он должен познакомиться за 3 дня с 5-ю новыми людьми. Еще одно довольно сложное для наших слушателей задание – написать эссе по гарвадскому образцу. В чем смысл? Мы взяли гарвардские темы, допустим, вспомнить трудную ситуацию из жизни, и рассказать, как ты ее решил. Такие темы мы берем неслучайно. Ведь к нам зачастую приходят совсем молодые ребята, которым для начала нужно понять, какие навыки они хотят развить и почему. Их цель – выбрать нишу, сферу деятельности, которая им нравится. А для этого надо в себе покопаться. Понять, что нравится, что умеешь, увидеть свои сильные и слабые стороны. И в процессе написания эссе это и происходит».
Большой отсев объясняется еще и особенностями воспитания: «Кто-то привык, что за него все решают родители, кто-то после первых же неудач опускает руки, возможно, это издержки нашего образования, которое нацелено на то, чтобы готовить «отличников». Мы же приучаем ребят к тому, что будущий успешный специалист должен выходить из зоны комфорта и совершать ошибки. Без них невозможен качественный рост», - уверен Аблай.
Цель школы состоит в том, чтобы каждый молодой человек, поступивший на курс, развил нужные навыки, получил работу своей мечты, и даже - открыл в процессе обучения своё дело.
«Сегодня есть огромное количество литературы на эту тему, есть бизнес-тренинги и тому подобные вещи, но это не самое важное. Главное – я считаю, создать особую атмосферу, когда ты просто не можешь не попробовать себя на практике – будь то SMM, маркетинг, бизнес. В нашей школе ребята знакомятся, узнают, чем занимаются их сверстники, общаются с успешными предпринимателями. А, как известно, человека в значительной степени делает окружение, среда», - говорит Аблай.
При этом основной метод обучения в школе держится на том, КАК преподают, а не ЧТО или КТО. «То, что мы передаем слушателям - это на 60% наш опыт, на 30 – опыт наших наставников, советников, и около 10% мы берем из общемирового опыта – кейсов, книг, презентаций и т.д. – делится Аблай. – Среди навыков, которые мы даем – лидерство, тренинги по личностному росту, целеполагание, маркетинг, трафик (инструмент маркетинга, помогающий определить каналы коммуникации и привлечь аудиторию) и другие.
Среди продуктов Upgrade School особняком стоит программа для собственников бизнеса. «Это, как правило, люди от 23 до 35 лет, в основном, самоучки, которые решили систематизировать свои знания. МВА для них – это дорого и долго. А им нужно здесь и сейчас. И в этом случае хорошим решением становится краткосрочная программа, представляющая собой сплав из теории и практики», - говорит Аблай.
Что касается выпускников школ и колледжей, а также студентов начальных курсов вузов – для них в Upgrade School, помимо профессионального развития, упор делается и на прокачку т.н. «мягких навыков». «Это не относится напрямую к бизнесу, больше к человеческому фактору. Мы развиваем умение брать на себя инициативу, делегировать полномочия, умение выступать, выстраивать правильные коммуникации – это, кстати, большая проблема среди студентов, все стесняются знакомиться, говорить перед аудиторией, у всех какие-то комплексы, боязнь ошибиться и т.д.»
В школе преподают как именитые предприниматели, так и студенты - Аблай Юсупов и его друзья, причем и те, и другие – чаще всего молодые люди. «Мы осознанно не привлекаем специалистов постарше. Думали об этом, даже пробовали, но какая возникает проблема: у них, конечно, больше профессионализма, но нет такого контакта со студентами, как у нас. «Взрослый» тренер держит дистанцию, и даже если студент его не вполне понимает, он постесняется переспросить что-то», - считает создатель Upgrade School.
На курсе Аблай и его товарищи – Биржан и Магжан - рассказывают о техниках, в то же время уделяя значительное внимание личным консультациям и мотивации ребят.
В числе приглашенных спикеров, которые дают слушателям школы отличную мотивацию, – такие звезды журналистики, SMM, PR и бизнеса, как Биржан Ашим, Алишер Еликбаев, Нурлан Байдильда, Арман Сулейменов, Зауре Розмат, Дарья Бублик, Расул Абдуллаев, Нуркен Рзалиев, Куаныш Шонбай, Магжан Тлеуханов, Рамиль Мухоряпов и многие другие.
Как все начиналось…
Идея открыть собственную школу предпринимательства, по признанию Аблая, родилась еще в 2011 году, когда он учился на 1 курсе AlmaU: «Я тогда поступил в одну из бизнес-школ и отучился там 3 месяца. В итоге я получил навыки по лидерству, ораторскому искусству, управлению и т.д. Интересно, что именно эти навыки, полученные на краткосрочных тренингах, помогли мне в дальнейшем становлении в качестве предпринимателя. И тогда я уже задумался о том, чтобы открыть собственный курс по предпринимательству: отмечал для себя какие-то недостатки в обучении, думал о том, что я сделал бы по-другому».
Далее был опыт работы в ENACTUS (Аблай даже стал капитаном университетской команды ENACTUS), практика в отделе маркетинга университета (с 1 курса), работа в студсовете (на 2 курсе), и (откуда берут начало навыки в маркетинге) студенческая агитбригада (на 3-4 курсах).
Учась на 2 семестре, Аблай открыл студенческий бизнес-клуб Gold Rush, куда приглашали практиков - маркетологов, предпринимателей, чтобы они делились со студентами опытом работы в бизнесе. Еще одна подобная площадка, инициированная Аблаем, называлась AlmaU Family:
«Через практику, открытие клубов я учился предпринимать какие-то действия. На 2, 3 и 4 курсе активно занимался студенческой жизнью, работал в отделе маркетинга и благодаря базе, которую получил еще на 1 курсе, попутно начал заниматься бизнесом. К 4 курсу у меня уже был первый успешный бизнес-проект Qweex – это вайны, небольшие видео, снятые студентами для студентов. Сейчас у нас в инстаграме уже 600 тысяч подписчиков, но из проекта я вышел еще в ноябре прошлого года. Делая Queex, я понял, что могу выходить и на городской уровень», - рассказывает Аблай.
Позже студент присоединился к проекту языкового центра TG Group/BEST, который тоже был достаточно успешным. Однако, в сентябре прошлого года молодому бизнесмену пришлось выйти и из этого проекта, чтобы приступить к реализации идеи, которую он так долго вынашивал. В родном университете ему пошли навстречу: предоставили аудитории под бизнес-школу – и чуть больше года назад, трое друзей, уйдя из всех проектов, решили начать совместный бизнес.
Успех Upgrade School студент объясняет тем, что молодые люди сегодня больше нуждаются в определенных навыках, нежели в информации. «Когда человек выпускается из университета, он выходит со знаниями, но без навыков. И пока он эти навыки приобретет, пройдет 1-2 года, а компании не хотят тратить на это ни денег, ни времени, ни сил. В результате студенты получают двойной стресс, потому что сегодня они – зачастую амбициозные, но ничего не умеющие. Имея завышенные ожидания, они ждут «работу своей мечты», месяцами сидят дома и только потом, потеряв часть квалификации, устраиваются, куда придется. Мы поняли, что есть такая «боль», проблема в обществе, и захотели помочь в ее решении», - говорит создатель Upgrade School.
Другая проблема – компании нередко нуждаются в специалистах узкого профиля, которых мало на рынке: «Например, сейчас у бизнеса запрос: им нужны SMM-специалисты. И мы реагируем – открываем в ближайшее время собственную школу SMM. Из спикеров – директор рекламного агентства Agarty Владимир Джабаров, представители digital-агентства RED Agency, портала «Давай Сходим», таргетолог Нурлана Байдильды, копирайтер The Steppe и т.д.»
Студенты в US на практике изучают маркетинг, получают предпринимательские навыки, причем зачастую работают бесплатно. Аблай подчеркивает, что в школе не дают готовых рецептов или советов, какой именно бизнес следует открыть или как развиваться в выбранной сфере: «Литература красивая, особенно западная, – нам не подходит, ее здесь не применишь. Например, у нас есть такой блок – выбор ниши. Мы советуем: сначала исследуйте, что вам нравится, где у вас есть опыт, чем занимаются ваши родители, друзья и т.д. Обычная ситуация, когда человек учится на медика, его родители – юристы, а ему нравится программирование. И здесь сделать выбор очень сложно, потому что студент слышит дома одну информацию, в университете - другую, а третьей ему нужно еще уделять время. И мы говорим, что нужно сосредоточиться на 1-3 сферах, которые между собой связаны. И важно как можно быстрее понять, твое это или не твое», - делится Аблай.
Плоды и планы
Сегодня среди выпускников Upgrade School - есть уже ребята с успешными бизнес-проектами.
Выпускник 2 потока школы – Аманжол Смагулов - организовал весьма востребованные онлайн-курсы английского языка. «Я сам обучаюсь у него английскому, через скайп, - рассказывает Аблай – что хорошо в его бизнесе? У него нет издержек, он сидит дома и зарабатывает примерно 500-600 тысяч тенге в месяц. Единственное, чем плоха такая бизнес-модель, если он заболеет, то зарабатывать не сможет».
Стас, 24 года, занимается аэросъемкой с помощью летающего дрона (квадрокоптера). Адиль, 23 года, запустил мобильное приложение для автомобилистов по поиску запчастей. Данияр, 20 лет, третьекурсник КазНУ, открыл магазин Candybox.kz и успешно продает сладости со всего мира, он реализовал идею, хорошо продумав логистику, сейчас его выручка составляет 1200000 тенге в месяц.
Еще один студент, Алишер, имеет месячный доход в 600 000 тенге: он делает именные свитшоты, раскрутился за счет качественных материалов и отличного пошива, а также хорошего отношения к клиентам.
Выпускник AlmaU Дархан Куралас, также окончивший курс US, сейчас занимается изготовлением деревянных блокнотов, чехлов и прочей продукции.
Еще один слушатель школы - Таир Кудреев, сейчас раскручивает два паблика: kudaalmaty, kudaastana, наподобие «Давай сходим», и хорошо зарабатывает.
Необычную бизнес-идею реализовал Аманжол, он открыл книжный магазин «451», в формате литературного кафе, там можно купить и комиксы, и книги, и настольные игры, всегда в продаже – последние бестселлеры того же Дэна Брауна.
«Есть много примеров успешных выпускников. Аслан проводит тренировки по футболу для детей в собственном футзале, также он открыл магазин кроссовок. Бейбарыс, медик по образованию, успешно занимается фотосъемкой. Виктория из AlmaU продает караоке-микрофоны в 3 города республики», - рассказывает Аблай.
Сегодня обучение в US доступно как в оффлайн, так и в онлайн-формате, в школе уже обучаются наши соотечественники из Китая, Европы, Канады.
Аблай не скрывает: у него – грандиозные планы развития своего проекта. «Хотим взять все самое лучшее, инновационное с рынка, изучить запросы предпринимателей, и сделать программу, отстроенную на основе конкретных инструментариев. Мы будем делать упор на развитие ключевых навыков. И это можно делать быстро. Ведь сейчас необязательно быть крутым копирайтером или дизайнером, видеомейкером, чтобы вести SMM. Та же школа дизайна, которую мы планируем запустить, у нас рассчитана на 12 занятий, и за это время ребята научатся сами и логотип делать, и баннер, и любую другую промо-продукцию».
Всего Upgrade School с начала своей работы вложила в проекты своих выпускников около 2 миллионов тенге. Основатели Upgrade School надеются, что в ближайшем будущем при школе появится фонд, деньги из которого будут инвестироваться в совместный (с учениками) бизнес.